На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о наших питомцах

20 371 подписчик

Свежие комментарии

  • Наташа Леонтьева
    Точно, точно - главное "следственные мероприятия" на предмет ИФО и тд ребёнка провести, не противозаконный ли составч...Следователи заинт...
  • Татьяна Чувьюрова
    Собака должна была быть в наморднике.«Молодая и неопыт...

Работает ли игнорирование?Обычно не работает, по крайней мере, само по себе....


Работает ли игнорирование?

Обычно не работает, по крайней мере, само по себе. Вопреки распространенному мнению, игнорирование поведения не играет большой роли в дрессировке на положительном подкреплении. По этому поводу много путаницы, так что я постараюсь немного прояснить этот вопрос.

Вы наверняка слышали фразы вроде: «Эти позитивные тренеры просто игнорируют плохое поведение»? Такое недоразумение возникает, когда обучение приравнивают к наказанию. Если считать, что тренер, работающий на положительном подкреплении, никогда не делает ничего для устранения поведения, то все, что остается — это игнор. Такое утверждение может возникать из-за недопонимания или быть риторическим инструментом, цель которого — заставить дрессировку на ПП выглядеть глупо.

Это неправда. Игнорирование нежелательного поведения — не основной инструмент в обучении на ПП. На самом деле мы изначально пытаемся предотвратить нежелательное поведение, и прерываем его, если он начинается. (Можно ли всерьез считать, будто кто-то будет стоять и смотреть, как собака сбивает с ног бабушку?) Поведение, которое повторяется, закрепляется, поэтому позволять ему развиваться беспрепятственно идет вразрез с нашими целями. Скажем, вы приходите домой в понедельник, и собака прыгает на вас. Вы возвращаетесь домой во вторник, и собака прыгает на вас. Вы приходите домой в среду, и собака прыгает на вас. Как вы думаете, что собака собирается делать в четверг, когда вы войдете в двери?

Тем не менее, иногда сознательное игнорирование поведения — это часть учебного плана. Мы делаем это контролируемым образом в сочетании с подкреплением другого поведения. Я буду говорить об этом ниже. В игнорировании есть некоторая опасность, потому что его труднее осуществить, чем кажется. Но я могу смело сказать, что «игнор» редко используется сам по себе, неcмотря на сложившийся стереотип.

Четыре причины, по которым игнор редко работает:

1. Когда мы перестаем обращать внимание на нежелательное поведение собаки, надеясь на его угасание, то мы основываемся на том, что внимание является единственным подкреплением поведения. Это чаще всего не так. Классический пример — прыжки. Некоторые тренеры скажут просто игнорировать собаку, когда она прыгает. Проблема в том, что большому количеству собак просто нравятся физические ощущения во время прыжков на людей, независимо от их реакции или ее отсутствия. От таких собак вы можете даже отвернуться, как это иногда рекомендуется, и они с удовольствием будут прыгать вам на спину. Кроме того, некоторые собаки просто слишком возбуждены. Такая слабая попытка модификации поведения, возникающего из-за перевозбуждения, не даст особого эффекта.

2. Если поведение поддерживается вниманием, часто бывает трудно продержаться достаточно долго, пытаясь игнорировать его. Допустим, ваша собака лает на вас, чтобы вы взяли ее к себе на диван. Вы всегда в конце концов сдаетесь. Однажды вы решили, что устали от лая и не собираетесь прогибаться, с вас хватит. Получится ли у вас? Даже когда собака пытается привлечь внимание уже в течение 45 минут? Она просто хочет посидеть на коленях, и вам обоим это нравится, в конце концов! Если в последний раз вы продержались 46 минут, а затем сдались, вы проиграли. Эти 46 минут работают против вас, потому что собака только что научилась быть еще настойчивей. И даже если вы сможете продержаться… как насчет других членов семьи? Они могут так сделать? Всегда? И, наконец, справедливо ли это по отношению к собаке? Она делает то, что всегда помогало ей получить доступ к дивану и вниманию хозяина. А теперь это вдруг не работает.

3. Считая, что игнорируем нежелательное поведение, мы при этом не учитываем «контрабандное подкрепление». Это своего рода вариация п.1. Поведение может не быть самоподкрепляемым, но зависеть от подкрепления, доступ к которому не контролируется. Скажем, я работаю над выдержкой с собакой. Она уходит с выдержки ко мне, а я игнорирую ее. Когда она подходит, то хорошенько обнюхивает мои новые ботинки. Как удобно, что я игнорирую ее! Собака получает новые интересные запахи как награду за то, что нарушила выдержку.

4. Игнор сам по себе не дает никаких указаний на то, какое поведение желательно. Когда мы хотим изменить поведение, нужно научить новому поведению, чтобы оно заменило старое. Если оставить это на усмотрение животного, можно в конечном итоге получить проблему в поведении серьезнее, чем была изначально. Вместо того, чтобы надеяться на игнорирование, куда более эффективно и в целом более гуманно учить альтернативным действиям отдельно и помогать собаке практиковаться в них. Когда мы стремимся устранить поведение, которое мы считаем проблемным, мы вмешиваемся в то, что для животного функционально. Справедливым будет обучать животное новому поведению, которое подкрепляется так же или даже сильнее, чем первоначальное.

Сложности с игнорированием, когда оно нужно

Пункт №4 выше подразумевает, что иногда можно игнорировать одно поведение, когда подкрепляется другое. В этом случае игнор поможет нашему прогрессу. Но мы все еще не разобрались как следует. Игнор — это сложно.

Большинство путается в том, что означает слово «игнорировать». Даже когда поведение нужно игнорировать согласно учебному плану, это может быть чертовски трудно. Если говорить о действиях собаки, которые частично зависят от внимания, их может подкреплять даже мимолетный взгляд. Собаки это прекрасно считывают. Если собака прыгает на вас и царапает, вы можете взвизгнуть. Это не будет игнором. Если нахальный щенок захочет побеспокоить вашу старую собаку, вы обратите на него внимание или даже оттолкнете прочь. Это не игнор, и щенок может интерпретировать ваши действия как приглашение к игре. Даже взгляд на собаку может подкреплять поведение. Моя подруга-тренер поделилась мнением:

«Почти все мои клиенты, у которых собаки требуют внимания, не могут перестать смотреть на собак. Хозяин может прекратить говорить с собакой, но ему очень трудно перестать смотреть. В таких случаях хорошо работает визуальная мишень. Я говорю владельцу смотреть на меня или, например, читать журнал».

Когда тренер говорит хозяину игнорировать собаку, это значит, что он уже заранее научил собаку каким-то альтернативным моделям поведения, которые мощно подкрепляются. Игнор старого поведения — это часть плана. Но для того, чтобы сделать все правильно, нужно приложить много усилий!

Отсутствие подкрепления — это не игнорирование

Небольшое примечание: когда при обучении новому действию попытка, которая не соответствует критериям, не подкрепляется, то это не игнорирование. В большинстве случаев наше внимание по-прежнему полностью на собаке. Да, внимание может поощрять, но его эффект затмевается силой подкрепления, которое используется для правильных ответов. Внимание плюс лакомство или игра гораздо мощнее, чем просто внимание, поэтому в первую очередь в тренировке используется еда и игра.

Когда игнор — это хорошо

Некоторые собаки, которые попадают к нам в дом, так напуганы, что игнорировать их может быть гуманно и полезно. Это противоречит всем человеческим инстинктам. Когда мы принимаем дикую собаку, собаку со щенячьей фермы или жертву жестокого обращения, мы хотим окружить ее любовью, чтобы компенсировать ее тяжелое прошлое. Но если собака не привыкла к человеческому вниманию или травмирована, это, чаще всего, плохое решение. Игнорирование может быть гуманным и на самом деле создавать доверие.

У меня когда-то была кошка по имени Арабелла, которая родилась дикой. Она любила других кошек в доме, и ей было комфортно со мной, но она пряталась, когда кто-то приходил к нам. Когда я перенесла операцию, моя сестра Гейл, которую Арабелла никогда не встречала раньше, пришла помочь мне. В течение 24 часов Арабелла вышла из укрытия и стала вести себя как обычно. Она прыгнула ко мне на кровать, чтобы побыть со мной или посидеть вместе с другими кошками, даже когда Гейл была рядом. Я заметила это, и Гейл сказала, что она никогда не устанавливала зрительный контакт с Арабеллой. Затем я увидела, как Гейл каждый раз отворачивала голову и смотрела в другую сторону, если Арабелла была рядом.

Когда в вашем доме появилось новое травмированное животное, помочь ему почувствовать себя в безопасности — сложная задача. Но во многих случаях снять давление вниманием может быть полезно.

Хорошо, вернемся к игнорированию в обучении. Кто-нибудь хочет рассказать истории о попытках искоренить поведение с помощью игнорирования? Или об успехах, где игнор был частью хорошо спланированного, гуманного и эффективного учебного плана?

Перевод: «Плохие собаки»
Автор Эйлин Андерсон,
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх